Лекция для родителей на тему
«Сотрудничество школы и семьи в
воспитании ребёнка»
Характер и нравственное поведение ребёнка-
Это слепок с характера родителей,
Он развивается в ответ на их характер и их поведение.
(Эрих Фромм)
По своему
психологическому статусу школа и семья -
противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и
привязанностях. Именно семья, а не школа
выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.
У школы
несколько иные функции. Она не должна
подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы
обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его
самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа может
и должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. В этом как раз и
происходит реализация воспитательной функции школы.
Сегодняшние
дети в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Школа
сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся,
касаются и младшего школьного возраста. Именно переход во взрослость зачастую
сопровождается изменением в глазах
ребёнка ценности собственной семьи. Это
очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребёнка, но и на
всём образе его жизни, его поступках и поведении.
Первым и
главным чувством родителей по отношению к своему ребёнку должна быть глубокая
вера в своего ребёнка и доверие, не показное и фальшивое, а искренне и
настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы
в подростковом возрасте.
Общая цель
семьи и школы – воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам. Задача
школы – сделать семью помощником и другом,
как для самого ребёнка, так и для школы.
Проблема целенаправленного, логично выстроенного
воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями
учеников. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от
решения данной проблемы в семье. Задача школы - заложить в ребёнке понимание
того, что школа – это определённая социальная ступень, которую совершенно не
нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не должно подменять
родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том
случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает
семье в становлении и взрослении ребёнка.
Перед школой,
которая занимается вопросами образования, и воспитания учащихся стоит большая цель: она
должна вооружить ребёнка знаниями по основам наук, образовательный опыт
поколений и помочь самоопределиться. Таким образом, отсюда естественно вытекают
вопросы воспитательной сферы. Все воспитательные средства урока и внеурочной
деятельности должны быть направлены на формирование механизмов самооценки и
самовоспитания. Это невозможно без
нравственного воспитания.
Нравственное воспитание учащихся должно
сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным и
без участия в нём родителей обойтись нельзя. С помощью школы родители должны
видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои
ошибки, уметь предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на
будущее.
Слово-дело великое. Великое потому,
что словом можно соединить людей,
словом можно и разъединить их,
словом можно служить любви,
словом же можно служить вражде и ненависти.
Берегись такого слова, которое разъединяет
людей.
Л.Н. Толстой.
Нравственная
ценность-это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения ребёнка в
самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки - это то, что в
родительском доме признается как возможное и невозможное, это те запреты и
разрешения, которые ребёнок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования собственной
семьи.
Её нужно
формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить.
Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, врождённый
эгоизм или эгоцентризм в нём будет
преодолеваться.
Обобщённо
нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере
развития сознания она перерастает в любовь к родине, к своему народу.
Нравственную
установку ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и
разъяснением. Используя силу искусства и живой мир природы и собственный пример
родителей.
Одной из самых
важных нравственных потребностей. Является способность ребёнка и взрослого
проявлять доброту на деле, а не словах. Ничто не приносит столько вреда
воспитанию доброты, как расхождения образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к
разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.
Ещё одной
нравственной потребностью, формируемой в семье, является понятие совести. Первейшая задача родителей -
воспитать в своих детях глубокое. Надёжное понимание совести как чувства, являющегося
неотъемлемой частицей духовного мира. Знание нравственных потребностей поможет
родителям воспитать детей добрыми и счастливыми людьми, приносящими благо
обществу.
Нравственные
потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами,
которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание,
сочувствие, сопереживание, бескорыстие…
Воспитать
нравственные развитые потребности - главнейшая задача родителей. Задача вполне
выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
Во – первых,
родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.
Во – вторых ,
родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.
В – третьих, родители,
которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать
анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей
собственной личности.
В – четвёртых,
они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также чётко представлять себе, как и какими
методами формировать в детях нравственные качества.
|