Классный час на тему: «Чтение–лучшее учение». Цели: 1.Познакомить с видами записей при чтении книги.
2. Развивать любознательность, навыки письменной и устной речи.
3. Воспитывать бережное отношение к книге.
В классе организована выставка книг и рисунков учащихся на тему : «Моя любимая книга».
Ход занятия:
Учитель: Ребята, мы поговорим сегодня о книге и о том, как надо работать с ней.
Книги появились много веков назад. Вы бы хотели узнать о первой русской книге?
В любой из крупнейших наших книгохранилищ можно перелистать страницы «Остромира Евангелия» - древнейшей из сохраненной до нашего времени русских рукописных книг. Библиотекарь положит перед вами большой том в кожаном переплете. Если его открыть, то можно увидеть четкие знаки старославянской азбуки- кириллицы, аккуратно написанные золотом. Страницы Евангелия богато украшены разноцветными заставками, раскрашенными золотом, зеленой, голубой и красной красками. Перед отдельными разделами книги-миниатюры-изображения евангелистов Луки, Марка. Это первые в русской истории портреты русского искусства!
Каким образом «Остромирова Евангелия» попала в Москву? Книга была вывезена Иваном Грозным вместе с другими драгоценностями после покорения Новгорода. ПётрI приказал книгу «Евангелия», написанную на пергаменте, которой 500 лет, отправить в Петербург. С великой осторожностью положили книгу на сани и повезли в Северную столицу.
После смерти Петра I случилось неслыханное. «Остромирова Евангелия» потерялась. В 1806 году книга нашлась. Она была у покойной императрицы Екатерины II. В том же году «Остромирова Евангелия» поступила в Санкт-Петербургскую Публичную библиотеку имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Здесь она находится и сегодня.
Что вы и узнали о первой русской книге?
(Ответы детей)
Видите, какой долгий путь прошла наша русская книга, и какой она была ценной для русского народа. Как надо относиться к книге? Почему?
(Ответы детей)
Учитель: Посмотрите на ваши красивые рисунки. Приятно заметить, что вы дружите с книгами. Расскажите подробнее о свих рисунках, что вы хотели на них отразить?
(Ответы детей)
Учитель:Какие пословицы и высказывания о книгах вам знакомы?
(Ответы детей)
Учитель: дальше я хочу познакомить вас как надо работать с книгой. Беглое ознакомление с книгой необходимо, чтобы решить, будете ли вы читать её и какой способ чтения выберите. В первую очередь надо ознакомиться с титульной страницей, на которой указаны автор, название, издательство, место и год издания. Особое внимание следует уделить оглавлению, так как оно раскрывает содержание книги. Предисловие или введение позволит узнать, с какой целью она написана, каким вопросам посвящена, в чем состоит её особенность. При работе с книгой может возникнуть надобность не только в том, чтобы понять содержание книги, но и в соответствующей её оценке- критическом отзыве. Эту функцию выполняет рецензия. (Оценивание).
А сейчас мы с вами отправимся в школьную библиотеку.
(Дети строятся, идут в библиотеку.).
Библиотекарь: Что такое каталог?
(Ответы детей).
Библиотекарь: Часто ли в библиотеке вы пользуетесь каталогами? Какие бывают каталоги?
(Ответы детей).
Библиотекарь: Чтобы найти нужную в библиотеке книгу, необходимо знать основы библиографии- науки, задачей которой является описание всех изданных книг. Библиографов образно называют лоцманами книжного океана. Если вы знаете название книги, то вы можете найти книгу в алфавитном каталоге. Если вам необходимо узнать, какая литература имеется в библиотеке по интересующему вопросу, нужно воспользоваться систематическим каталогом.
(Дети знакомятся с каталогами.)
Учитель: Где можно записывать информацию о прочитанной книге?
(Ответы детей)
Учитель: Кто нам расскажет о дневнике чтения?
(Ответы детей).
Учитель: Напомню, что в дневнике чтения должны быть графы, которыми можно начать дневник.
Автор и название книги Главные герои Содержание Понравившиеся цитаты Мое мнение о книге
Конечно, можно вести «Дневник чтения» или записывать и по ходу чтения. Какие формы записи вам известны?
(Ответы детей).
Прочитав, какой-нибудь текст, вы можете составить план.
План- фиксация краткого содержания, учебной информации в виде вопросов (пунктов) с целью выделения из общего содержания основных мыслей автора. План бывает простой, содержащий только пункты и вопросительный, состоящий из вопросов.
Какие рекомендации при работе с книгой вы запомнили?
Примерные ответы детей: Лучше читать немного, но основательно. Необходимо вести дневник чтения или составить план чтения. Ознакомиться с аннотацией, оглавлением, предисловием, заключением. Стараться понять содержание книги, выделять главные мысли. Делать записи: цитаты, планы, тезисы. Пользоваться словарями и справочниками. При поиске необходимой книги, нужно воспользоваться каталогом. Необходимо бережно относиться к книгам.