Воскресенье
19.05.2024
19:10
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [5]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 90

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие творческих способностей
В нашей школе вот уже несколько лет функционирует подразделение «Малая школьная Академия», где я веду занятие «Проектная деятельность» - 1 час в неделю.  Мною составлена  авторская программа по курсу «Проектная деятельность». Состою в творческих лабораториях Ассоциации педагогических работников г. Чебоксары «Проект» и «Школа России». С 2000 года являюсь сотрудником  детского Республиканского журнала «Тетте» (Игрушка). Веду в журнале рубрику «Весёлый урок». Разрабатываю  задания в данной рубрике для детей дошкольного и младшего школьного возраста по развитию мелкой моторики пальцев и логического мышления.  
           Свою работу по проектной деятельности я наиболее глубоко начала  в 2004 году, когда вновь набрала 1- ый  класс.  Каждый ребенок рождается исследователем. Он понимает, что мир познаваем и старается изучить его предметы и явления. Очень важно, чтобы при исследовании шел процесс не только развития, но и саморазвития. Важным компонентом развития школьников считается становление у них основ учебной самостоятельности.
Работая над словом, мы создали с детьми серию пособий, которые помогли учащимся стать настоящими маленькими исследователями.
С первого класса я успешно вовлекаю детей в проектно - исследовательскую деятельность. Тема проекта для учащихся должна быть интересной, выполнимой, доступной.
 Чем раньше ребенок познает основы данной деятельности, тем легче ему будет изучать естественные науки в среднем и старшем звене.  Для меня очень важно, чтобы каждый ребёнок принял участие в проекте, поэтому работу по проектной деятельности, я начинаю с коллективных проектов. У первоклассников еще малый словарный запас. Для решения данной проблемы и поддержки интереса к чтению мы создали с учащимися пособие «Азбука в картинках». Каждому ребенку было предложено на определенную букву записать слова и нарисовать предметы, названия которых начинаются с данной буквы. При подготовке своей работы ребенок впервые обращается к орфографическому словарю. Многих ребят работа так заинтересовала, что они с увлечением выполнили задания на две буквы.
 Составление пособия «Азбука в картинках» явилось началом нашей проектной  деятельности. Здесь не обошлось без помощи родителей.  Сотрудничество родителей и учащихся привело нас к хорошим результатам:
1)    Повысилась техника чтения и увеличился словарный запас;
2)    Материалы пособия мы активно применяли на уроках, а также во внеклассной работе в игровой форме.
Устное народное творчество - надежный помощник в исследовательской деятельности. Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Объясняя смысл пословиц и поговорок, ребенок развивает свою речь и кругозор, активизирует словарный запас. Для выполнения данных требований с учащимися второго класса мы создали пособие «Мудрое слово на каждый день» (сборник пословиц и поговорок), материалы которого успешно применяли на уроках чтения и риторики. Принцип составления пособия аналогичен «Азбуке в картинках». Чтобы оформить заданную страничку, ребенку пришлось прочитать не один десяток пословиц и поговорок, прежде чем найти нужные выражения. Учащиеся использовали в своей работе и чувашские народные пословицы и поговорки. Данная работа обогатила душевный мир ребенка, окунула его мысли в историческое прошлое нашей Родины.
В начальных классах необходимо научить детей работать с различными словарями. Решая эту задачу, мы с третьеклассниками выпустили новое пособие «Словарик» (универсальное пособие для детей и взрослых),  странички которого стали нашей настольной книгой. Школьники уже сами выбирали слова, следуя алфавиту. Необходимо было выяснить лексическое значение слова, подобрать как можно больше однокоренных слов и найти фразеологизмы с данным словом, объяснить их смысл.  Пособие имеет и электронный вариант.
Благодаря коллективным проектам могу отметить следующие результаты:
1) многие родители стали чаще заглядывать в школу;
2) классный коллектив стал дружнее и сплочённее, награждён грамотой  редакции телепередачи  «Куча мала» за участие в конкурсе «Самый дружный класс»;
3) на школьных олимпиадах и конкурсах  по словесности мои ученики становились победителями.
Особую значимость для развития личности ребенка имеет возможность переживания школьником душевного состояния автора художественного произведения, что делает обучение более человечным, одухотворенным. С учениками четвертого класса мы создали мультимедийную энциклопедию «Азбука мира животных». Суть задания заключалась в следующем: на определенную букву алфавита надо было выбрать животного, описать его внешний вид, среду обитания, найти фото. На уроках  литературного чтения ребята писали сообщения  в виде сочинений от первого лица,  подражая творчеству Г.Цыферова (произведение «Жалобы Зайки»). Фотографии животных находили самостоятельно.
 Проект по составлению пособий стал наиболее трудоёмким и продолжительным. Свой проект  7 ребят представили на городском конкурсе «Энциклопедия». Работа отмечена грамотой данного конкурса.
Работа над созданием проектов помогла команде стать победительницей на городской интеллектуальной игре в 2006  году. Свой опыт работы я описала в статье «Исследовательская работа вокруг слова» в Республиканском журнале «Народная школа» (№ 2 за 2008 г.) и на сайте Центра мониторинга в разделе «Методическая копилка».
 Параллельно с проектом по составлению пособий  были выполнены индивидуальные проекты с учётом интересов и увлечений учащихся: «Часы в нашей жизни», «В чём особенность пауков?», «Мир лекарственных растений», «Человек и грибное царство», «Выращивание лимона черенкованием», которые стали призёрами районной НПК, городской «Юный магистр» в 2006, 2007г. и отмечены грамотами Республиканской НПК по экологии, организованной клубом «Эткер» в 2006-2008 г.  Материалы своих работ учащиеся опубликовали в сборниках «Вести с НПК младших школьников «Юный магистр – 2006, 2007».
Самыми яркими проектами с прошлым выпуском стали: «Цветы для мамы своими руками», «Прощание с начальной школой». Сценарий мероприятия «Прощание с начальной школой» представлен в сборнике «Искусство воспитания человека современного времени»  по линии нашей творческой лаборатории «Школа России».  Остановлюсь на проекте «Цветы для мамы своими руками», целью которого стало   воспитание любви и уважения  к женщине. На уроках технологии учащиеся из разных материалов выполняли композиции на тему «Цветы». На уроках окружающего мира и литературного чтения  дети изучали особенности выбранного растения,  знакомились  с легендами и пословицами.  Многие ребята о своих мамах и бабушках сочинили стихи. Результаты проекта были представлены в виде выставки в  школьном фойе, репортажем детской передачи «Куча мала». Накануне Международного Женского дня состоялся праздничный концерт на фоне выставки с приглашением родственников учащихся. Каждая мама и бабушка ушла с выставки не только с подарком, но и гордостью за  своего ребёнка.   
Проектной деятельностью дети занимаются, когда выполняют вместе с родителями задания к  заочному конкурсу «Познание и творчество».  За 3 года  сотрудничества с общероссийской Малой Академией наук «Интеллект будущего» г.Обнинска  мною подготовлено 10 лауреатов и призёров. Третья часть учащихся прошлого выпуска обучается в лицеях и гимназиях нашего города.
На сайте школы № 54 на банере «Самый классный классный» вы найдёте сайт 2 «В» класса.  Из материалов сайта вы можете узнать, как мои ученики демонстрируют свои знания. С первого класса  с помощью родителей были изготовлены костюмы «Юный магистр», в которых ребята выступают не только на НПК, но и с докладами и сообщениями на уроках. В прошлом учебном году в классе прошла 1 НПК «Я – юный исследователь окружающего мира». Все 26 учащихся выступили со своей работой и смогли донести до одноклассников и гостей, свои исследования и наблюдения. Конференция проходила 2 дня, в жюри были родители. Силами моего класса была  организована и  школьная НПК, по итогам которой 3 работы были приглашены для участия в городском конкурсе «Я – исследователь».
В 2008 году моя ученица была приглашена в Москву  для участия в Российском конкурсе «Я –исследователь». Тема её проекта «Значение родников в жизни человека». С помощью взрослых девочка проделала огромную работу по изучению воды в родниках нашего города. Она ставила опыты, привлекая к своим наблюдениям одноклассников. После отборочного тура девочка получила звание «Лауреат», а по итогам конкурса стала призёром. Соня Иванова – обладатель именной  стипендии мера г. Чебоксары. В классе висит плакат «Путешествие из Чебоксар в Москву». Родители девочки выступили на родительском собрании  на тему «Обмен опытом семейного воспитания». Учащиеся класса после Сониных успехов больше стали проявлять активность в учебной и внеклассной деятельности, результаты можно увидеть на диаграмме.
 Мой класс стал участником конкурса рукописных журналов Российского журнала «Читайка». Журнал состоит из  индивидуальных творческих страниц рукописных сборников «Правила дорожного движения», «Зимняя страничка», «Кулинарные рецепты» и др. Статья о нашем классе опубликована в № 3 за 2009 г.  Насте  Кушаковой  пришла грамота за любовь к чтению.
Желаю всем творческих успехов!
Категория: Мои статьи | Добавил: Вирджиния (21.12.2010)
Просмотров: 842 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz